Ясско-Кишиневская операция вошла в историю Великой Отечественной войны, как одна из самых выдающихся по своему стратегическому и военно-политическому значению. Именно с Кицканского плацдарма войска 3 Украинского фронта 20 августа 1944 года нанесли главный и сокрушительный удар по немецким и румынским войскам.
Разрабатывалась крупнейшая наступательная операция в строгой секретности. В период подготовки нужно было не только усыпить бдительность, имитируя ложные позиции, но и скрыть свои. И в этом направлении была проведена огромная работа. Кицканский плацдарм, выбранный в качестве основного ударного, был, во-первых, очень мал по площади, да и просматривался полностью с Бендерских высот. Поэтому инженерные войска в течении короткого времени проделали колоссальную работу, создав настоящий подземный городок. За время нахождения в обороне войска армии постепенно уходили в землю, причем все делалось ночью под видом укрепления обороны. Работы велись вручную - лопатой, киркой и ломом. Для скрытого выдвижения войск к первой позиции были отрыты 4 хода сообщений, идущие от села Копанка и Кицканы, протяженностью каждый от 4-х до 6 км. По этим ходам сообщения войска могли быстро и скрытно в любое время суток выдвигаться из глубины на любое направление, несмотря на просматриваемые противником открытые участки местности.
В траншеях и ходах сообщений были отрыты глубокие убежища и «лисьи» норы для людей. Лошади, машины и боевая техника так же были врыты в землю. Кицканский плацдарм был хорошо оборудован в инженерном отношении, что позволило к началу Ясско-Кишиневской операции (20-29 августа 1944 года) разместить на его ограниченном пространстве огромное количество войск и боевой техники скрытно от противника: 5 стрелковых корпусов, механизированный корпус, 51 артиллерийский полк до 30 специальных частей. Оборудованный исходный район представлял собой крупный обжитый населенный пункт в земле с наименованиями траншей, указателями. Движение в сторону плацдарма шло только ночью и без освещения.
На Кицканском плацдарме велась тщательная маскировка. Для маскировки использовалось всё: сетки, дёрн, кустарник, пересаживаемые деревни с места на место. Постепенно позиции покрывались словно волшебной шапкой. Зарываясь в землю, армия маскировалась столь искусно, что противник оставался в неведении насчет её замысла. Инженерные работы приходилось вести в необычайно сложных и трудных условиях. Окопы, траншеи, укрытия для артиллерийских орудий, блиндажи отрывали так называемым «сапным способом», не выбрасывая землю на поверхность. На плацдарме становилось тесно от железа. Стволы пушек торчали чуть ли не из-за каждого куста. Ступить было некуда. Участники боёв вспоминают, что был разработан подробный план мероприятий по маскировки войск.
Задача состояла не только в тщательной маскировке объектов, но и в строжайшем соблюдении передвижений по плацдарму. Все старые дороги были перерыты выстроены новые – 470 км, построено 8 мостов и один под водой, которые тщательно маскировались сетями, чтобы не виделись с воздуха. Всюду стояли посты, которые осуществляли связь со штабами.
Из воспоминаний Мошляк Ивана Никоновича, командира 62-ой гвардейской стрелковой дивизии, Героя Советского Союза:
«То, что происходило утром 20 августа 1944 г., я видел в первый раз. Когда грянул первый залп, на какое-то мгновение мне показалось, что произошло землетрясение – покачнулась земля, все вокруг задрожало. Одновременно с первым залпом саперы взорвали заряды, заложенные в минные поля противника. В воздух полетели груды земли, обломки кольев, обрывки колючей проволоки. Путь для танков и пехоты был открыт. В течение полутора часов наша артиллерия смешивала с землей живую силу и технику врага на всей глубине обороны».
Из воспоминаний Сергея Семеновича Бирюзова, маршала Советского Союза, бывшего начальника штаба 3 Украинского фронта:
«Ровно в 8 часов утра 20 августа 1944г. под ногами у нас колыхнулась земля, а в лицо ударила упругая взрывная волна. Небо над Кицканами заволокло дымом. Разрывы тысяч снарядов и сотен авиационных бомб слились в единый страшный гром войны. В тылу и слева от нас заревели танки, выдвигаясь ближе к переднему краю. С командного пункта видно, как по траншеям пробирается пехота вторых эшелонов: мелькают штыки и каски. А впереди сплошная стена огня, дыма и вздыбленной земли. От копоти потемнела трава. Воздух, как наждак, царапает горло. Но вот, когда стрелки часов сошлись на цифре 8.15, по всем радиостанциям прозвучал условный сигнал «Огонь!» В могучую симфонию слился грохот 3 500 орудий. Задрожала и вздыбилась земля. Небо прочертили огненные трассы реактивных снарядов. Серые фонтаны дыма, пыли, камня стеной взметнулись над обороной противника, закрыли горизонт, затмили солнце. С рёвом пронеслись, утюжа вражеские укрепления, штурмовики».
Войска 2-го и 3-го Украинских фронтов под командованием генералов Р.Я. Малиновского и Ф.И. Толбухина за исключительно короткий срок нанесли сокрушительное поражение немецкой группе армий «Южная Украина», которая потеряла 22 дивизии вермахта и полностью союзнические румынские дивизии.
Ясско-Кишиневская операция имела большое военно-политическое значение для дальнейшего развития событий в Юго-Восточной Европе и осуществления освободительной миссии советских войск.
Но особый смысл эта битва имеет для жителей приднестровского края, ведь огромное количество уроженцев и жителей Слободзейского района принимали участие в Ясско-Кишиневской операции, освобождали Молдавию, спасли Европу от фашизма. Многие были удостоены орденов Славы 3 степени, это такие как Трифон Григорьевич Фокша из Слободзеи, Стоянов Петр Спиридонович из Паркан, Шматок Василий Федорович из Кицкан, Сивак Георгий Андреевич из Ближнего Хутора, Голубов Игнат Семенович из Чобруч и многие, многие другие.
9 мая 1972 года в знак благодарности и вечной признательности героизму погибших солдат в годы Великой Отечественной войны, чтобы сохранить в памяти потомков героическое прошлое на Кицканской высоте был воздвигнут 35-метровый Мемориал «Обелиск Славы». На открытии памятника присутствовали командующий 37 армией генерал Шарохин Михаил Николаевич, начальник штаба армии Блажей Арефа Константинович, командир 17 воздушной армией Судец Владимир Алексеевич и огромное количество гостей, жителей республики, участников тех боевых событий.
Навечно останется в сердцах и памяти потомков беспримерный подвиг советского солдата, массовый героизм людей, вставших на защиту своей Родины. Жители Слободзейского района увековечивают их подвиг в граните и бронзе, называют их именами улицы, аллеи, школы, посвящают стихотворения и песни творцам Победы, пишут книги, снимают фильмы. Пройдут столетия, сменятся поколения, но память о тех величественных событиях будет жива вечно.
Фото 1: Схема Ясско-Кишиневской стратегической операции.
Фото 2: Бои за Молдавию август 1944 г.
Фото 3: Встреча участников боевых действий Ясско-Кишиневской операции. Открытие монумента Славы. 1972 г.
Фото 4: Вязанкин И.А. (в центре) начальник штаба 89-го стрелкового полка перед наступлением. Кицканский плацдарм 1944 г.
Составители:
Слободзейский исторический музей
Директор СМО В.Н. Чебан
Главный хранитель фондов музея г. Слободзея Н.А. Балан