Дневники освобождения: Они живы, пока мы помним

Холодная и дождливая весна 1944 года навсегда вошла в историю села Коротное. С тех пор каждую весну 11 апреля жители села празднуют День освобождения. Руководители администрации, трудовые коллективы, учащиеся школы и учителя с букетами весенних цветов, венками и гирляндами пахучей хвои собираются в центре села на торжественный митинг и церемонию возложения цветов к гранитным плитам и обелиску Мемориала Воинской Славы.

В братской могиле захоронены сотни воинов-освободителей 353 стрелковой Днепродзержинской Краснознамённой дивизии, которая воевала под командованием генерал-майора Колчука Федора Самуиловича в составе 34 стрелкового корпуса 46 армии 3 Украинского фронта

В Коротном в честь дивизии названа одна из улиц села. Улица Мира, где находился штаб 1147-го стрелкового полка 353-й дивизии, к 40-летию Победы была переименована в улицу 353-й дивизии.

В фондах музея истории с. Коротное хранятся фотографии, списки погибших, воспоминания ветеранов и сельчан, альбом дивизии.

Село чтит память полковника Дмитрия Васильевича Татарникова, командира 1147-го стрелкового полка 353-й дивизии. При освобождении с. Коротное он был смертельно ранен возле здания школы и посмертно награждён орденом Красной Звезды.

Музей хранит воспоминания Марии Филясовой, медсестры 1147-го стрелкового полка 353-й дивизии:

«Штаб нашего полка обосновался в одном из домов по улице Мира. Медсанбат находился на улице Садовой возле реки. Солдаты расположились в домах сельчан. Каждый день немцы бомбили Коротное, гибли люди. Жители села помогали красноармейцам, многие были мобилизованы полевым военкоматом в ряды Красной Армии. Готовясь к наступлению, воины с помощью жителей села наладили переправу через реку Турунчук... Немцы пытались с воздуха уничтожить её, одна из бомб даже попала в переправу и оборвала трос. Командир медсанбата Михаил Михайлович Филясов и старшина Григорий Грищенко бросились в воду, заново затянули трос и восстановили переправу. На противоположном берегу двое бесстрашных солдат, пытавшихся восстановить переправу, погибли, сражённые очередью из пикирующего фашистского самолёта…»

Группа ветеранов войны в количестве 110 человек, встретившихся в Коротном по случаю празднования 35-й годовщины освобождения от фашистских захватчиков, позволила установить ещё одну страницу героического прошлого граждан Коротного, но не отмеченных сполна Родиной. Так, по рассказам воинов, ранним туманным утром 11 апреля 1944 года группа разведчиков вышла к переправе через старое русло Днестра. Проводник Николенко Иван Николаевич, житель Коротного, в дом которого первоначально зашли разведчики, незаметно привёл последних к причалу. Было видно, как уходила к Днестру пароконная повозка, только что доставившая к понтонному мосту в бочках взрывчатку. Три немца орудовали у запального устройства. Прогремел взрыв. Немцы вскочили на лошадей и ускакали в плавни. Мост уносило по течению реки… Николенко Иван, прибежав домой, собрал до 20 метров цепей, пригласил в помощь сельчан Белокура Владимира Семёновича и Тимофеева Давида Петровича. В восьмистах метрах от первоначального местонахождения моста они настигли переправу, бросились в холодную воду, закрепили цепь, второй конец цепи закинули на берег. Вскоре к мосту подоспели сапёры с тросами и верёвками вернули его на прежнее место. А спустя три часа солдаты третьего батальона 1149-го полка под командованием майора Ваврищука В.Г. прошли по нему и завязали бой на правом берегу Днестра. Бывший командир батальона Ваврищук В. Г. и младший лейтенант Роженко И. С. свидетельствовали о событии тридцатилетней давности и описывали героические действия ветеранов войны коротнянцев Николенко И. Н. и Белокура В.С., инвалида войны (остался без ноги) Тимофеева Д.П.»

После освобождения приднестровского края была проведена мобилизация тех, кто по разным причинам не был мобилизован в 1941 году, и юношей возраст, которых достиг призывного.

Из воспоминаний жителя с. Коротное Кипкилова Фёдора Герасимовича, 1908 г.р.: «…И вот наступил долгожданный апрель сорок четвёртого. Меня мобилизовали, направив на передовую. Я участвовал в штурме Пуркарского плацдарма. Немцы заняли выгодные высотные позиции. С холма они просматривали нас как на ладони… Для того, чтобы разузнать места расположения дотов противника, советскому командованию нужен был «язык». И вот под покровом ночи разведчики пошли на задание. Когда возвращались с «уловом» обратно, внезапно вспыхнувший свет вражеской ракеты ярко осветил их. Немцы открыли бешеный огонь, начали преследовать разведчиков. Осколком вражеского снаряда меня тяжело ранило в ногу». За мужество и героизм пулемётчик Кипкилов Ф. Г. был награждён медалью «За отвагу». А уже в мирное время его нашла другая награда – орден Отечественной войны второй степени.

В 1944 году в ряды Советской армии был призван и Белокур Иван Григорьевич. Он попал в 939-й стрелковый полк 259-й Артемовской стрелковой дивизии 3-го Украинского фронта, в составе которой принимал участие в Ясско-Кишинёвской операции, освобождая Молдавию, Румынию, Болгарию, за что был награждён медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Из воспоминаний И. Г. Белокур:

 «Это было летом 1944 года. При форсировании Днестра на плотах и лодках под шквальным огнём гибли однополчане. Изучив сложившую ситуацию, командир взвода Василий Косов, прошедший войну от Сталинграда, стал посылать для переправы бойцов не группами, а всего по 3 – 4 человека в лодке, чтобы были наименьшие потери. Он был нам как отец и очень берег нас, молодых. И благодаря его мудрым решениям многие солдаты, в том числе и я, остались живы. И вообще, опытные бойцы, начавшие войну в 1941 году, всячески старались уберечь новобранцев от вражеской пули. Как пример приведу такой случай. Мы, молодые пулемётчики, заняли в окопе оборону. Враг прицельно бил по нашим позициям. Вдруг к нам неожиданно в окоп прыгает пожилой боец, который отталкивает нас от пулемёта и, встав за него, принимает бой на себя. Вражеская пуля сражает его, а нам осталось только думать, чью жизнь он прикрыл тогда собой – мою или товарища? Сокрушая врага, мы стремительно продвигались вперёд. Бывало, по двое – трое суток приходилось не спать и не есть. Жили одним желанием – поскорее покончить с врагом. Когда форсировали Дунай и вступили в Румынию, нас там никто не ждал. Жители встречали недружелюбно. А когда вошли в Софию 9 сентября 1944 года, нас встречали хлебом-солью, забрасывали цветами, плакали от радости».

А вот что хранит в себе копия наградного листа молодого солдата к представлению его к медали «За боевые заслуги»: «Снайпер первого стрелкового батальона, рядовой Белокур Иван в 1944 г. занимался на «отлично» и «хорошо», изучил снайперскую винтовку. Находясь на переднем крае обороны в период подготовки к началу Ясско-Кишиневской операции, в боях местного значения он за короткий промежуток времени из своей винтовки уничтожил пять солдат противника»

О судьбе еще одного воина-новобранца Василия Никитовича Заносьева рассказывала его дочь, Лариса Васильевна Заносьева.

«Весной 1944 года Советская Армия освободила село Коротное, именно в это время и был мобилизован Василий Никитович в состав 3-го Украинского фронта. Когда немецко-румынские оккупанты находились за Днестром, в районе села Раскайцы, Василий Заносьев стал парламентёром. Ночью на реке, на лодке с белым флагом, он, зная румынский язык, обращался к румынам, чтобы те сдались в плен с меньшими потерями. Он шёл на огромный риск, сопряжённый с потерей жизни. Когда с войсками дошёл до реки Прут, он и там был парламентёром. А вступив вместе с советскими войсками на территорию Румынии, стал снайпером. У него самые почитаемые в солдатском кругу награды – «За отвагу» и «За боевые заслуги». Очень часто вспоминал своего боевого командира, капитана Косова, который на боевых позициях часто командовал: «Заносьев, вперёд!». После Румынии он освобождал от захватчиков Болгарию и Югославию. Василий Никитович видел знаменитого маршала Иосипа Броз Тито, с глубоким почтением и уважением вспоминал эту встречу. А весть о Победе его настигла уже в Греции…»

В 1944 году в ряды Красной Армии был призван и Жеман Иван Лукич. Участвовал в подготовке и проведении Ясско-Кишиневской операции. Был зачислен пулеметчиком в 233 стрелковый полк вторым номером, хотя смело мог заменить командира, правильно оценить обстановку и принять верное решение. В день начала Ясско-Кишинёвской операции на рассвете 20 августа усиленно заработала артиллерия. Пулеметчики поддерживали наступающую пехоту. Немцы оказывали сильное сопротивление. Пулеметчикам часто приходилось занимать позиции с ходу и отражать атаки противника. В этом бою пали смертью храбрых его односельчане, пулеметчики: Григорий Тодоражко и Иван Николенко. «Ничего тяжелее в моей жизни не было, как потеря друзей, земляков», - с горечью вспоминал Иван Лукич. Каждый свой рассказ о войне он начинал с боя у Пуркар, с перечисления имен погибших в этом бою. За этот бой пулеметчик Жеман был награжден медалью «За отвагу». Вторую награду – медаль «За боевые заслуги» - Иван Лукич получил за бой у Белграда. Третью медаль – «За отвагу» – получил за бой у города Эстергом в Венгрии. Был награжден и орденом Красного Знамени, в Чехословакии. Иван Лукич принимал участие и в очищении Южного Сахалина от мелких групп самураев и только весной 1950 года возвратился в родные края и возглавил овощеводческую бригаду в местном колхозе. После выхода на пенсию был активным участником военно-патриотических мероприятий, охотно рассказывал о героизме земляков.

Из воспоминаний гвардии полковника запаса И. Корниенко:

 «В тылу, за Днестром идёт день и ночь кропотливая борьба за жизнь раненных солдат, сержантов и офицеров – защитников Раскаецкого плацдарма. В селе Коротное работают под огнём врага врачи-хирурги. Их работу возглавляет командир медсанбата, майор медицинской службы Соруханова Ирина Николаевна. Сутками ей приходится находиться верхом на коне, обеспечивая работу медсанбата и эвакуацию раненных в глубокий тыл» (Южный Раскаецкий плацдарм, газета «Красная Звезда» от 19 августа 1969 г.)

На протяжении всего периода с апреля по август 1944 года село постоянно простреливалось врагом, потому что правый берег реки Днестр выше и село было видно врагу как на ладони. Многие жители, не выехавшие на эвакуацию, оказывали помощь советским войскам. Все вместе выполнили приказ и удержались на своих позициях, обеспечив тем самым успешное проведение Ясско-Кишинёвской операции.

В период Великой Отечественной войны у молдаван, русских, украинцев, других жителей Приднестровья было общее Отечество – СССР, общий враг – немецко-румынские оккупанты, общая задача – отражение фашистской агрессии. Население проявило высокий патриотизм и гражданскую сплоченность, оказало массовое сопротивление захватчикам. Память о жестокой оккупации, о беззаветной борьбе с врагом уроженцев Приднестровья способствовала формированию у населения особого сознания. Румынские войска за три года оккупации не нашли поддержки у местного населения и не склонили его к сотрудничеству.

 По информации музея истории с. Коротное.   

1 и 2 фото - Бодюл Г.С. и Николенко И.Н, которые были призваны в 353 стрелковую дивизию в апреле 1944 г.

3 фото - Колчук Ф.С., генерал-майор, командующий 353 стрелковой Днепродзержинской Краснознамённой дивизией.

4 фото - Филясов М.М., старший врач 1145 стрелкового полка, погиб в апреле 1944 г. Похоронен в братской могиле с. Коротное.