В условиях энергокризиса учреждения Слободзейского музейного объединения не прекращают свою работу. Особое внимание в этот период их сотрудники уделяют научно-исследовательской деятельности, работе с архивными данными и населением. Общаясь со старожилами населённых пунктов района, они узнают много интересной информации о новогодних и рождественских традициях, верованиях и обрядности приднестровского народа.
По традиции новогодние праздники в Приднестровье начинаются с католического рождества (25 декабря), но главный праздник в ПМР – это Новый год (31 декабря - 1 января). В ночь с 13 на 14 января в Приднестровье отмечается Старый Новый год. Этот праздник считается редким историческим феноменом, который получился в результате смены летоисчисления.
С древнейших времен Приднестровье являлось территорией совместного проживания разных народов, что наложило свой отпечаток на их мировоззрение, образ жизни, обычаи и традиции.
Расскажем о некоторых из них. Как вспоминала уроженка села Незавертайловка Вера Федоровна Урыта, вечера от Рождества до Крещения считались святыми и назывались Святками. Традиционно Святки делились на две части – «святые вечера» (с 6 января до 13 января) и «страшные вечера» (с ночи под старый Новый год и до Крещения Господня).
«Перед Рождеством все деревья в саду обвязывали соломенным перевяслом, чтобы они давали хороший урожай. В последний вечер перед Рождеством – рождественский сочельник –дети ходили к крестным родителям или к бабушкам с калачом, яблоками, орехами и баранками, носили вечерю. В этот вечер до появления в небе первой звезды никто ничего не ел и не садился за стол. В доме убирали, готовили еду. Перед закатом солнца семья собиралась на вечернюю молитву, потом отец прикреплял зажжённую свечку к хлебу и выходил во двор. Возвратившись с охапкой сена, он застилал ею лавки. Стол покрывался чистой скатертью. Все домочадцы надевали праздничную чистую одежду, но не новую. Считалось, что новая одежда, надетая в этот вечер, принесет неудачу. Перед иконами ставили необмолоченный сноп пшеницы или ржи как символ нового урожая. По бокам снопа помещается кутья и взвар. Взвар варили из сухофруктов, груш, яблок, слив, абрикос. Кутью варили из цельных зерен пшеницы и добавляли в нее взвар для сладости, а у кого был мед, добавляли его, сахар был очень дорогой. Еще в кутью клали грецкие орехи. Говорили, что зерно это символ жизни и здоровья. Добавляемые в кутью фрукты символизировали райское яблоко. Сочельник завершал пост и открывал Святки или святые вечера, которые длились две недели. Святки раньше праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи и детей. Женатые люди и старики не ходили колядовать и посевать, они только принимали гостей. С 7 января начинались колядки. Молодежь с одной улицы собиралась группами, как минимум из трех человек и ходила к соседям, знакомым на другую улицу, пели песни и колядки. Главой колядующих был звездарь. Это человек, который идет первым и несет шест со звездой. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Следующим по старшинству шел звонарь. Его обязанностью было нести колокольчик и оповещать людей звоном о том, что идут колядующие. Остальные несли мешок для угощения, который также украшался лентами и вышивкой. Дети в этот день тоже колядовали и собирали угощения, но они ходили своими группами. За песни группу колядующих одаривали пирогами, фруктами, орехами, колбасой, печеньем, булочками, кто чем мог. Для колядующих никто не скупился, они приносили в дом радость. В зависимости от хозяев, колядующих могли встречать во дворе, на крыльце или в доме. После обеда, или к вечеру вся добыча делилась между колядующими поровну, затем все расходились по домам», - поделилась воспоминаниями Вера Фёдоровна.
Традиции украинского Нового Года схожи с русскими, но есть и исконно украинские. В Украине празднование Нового Года несло в себе черты языческих и христианских обычаев одновременно. Праздник длился 12 дней. И считался временем пробуждения духов, нечистой силы и зла. Считалось что за столом присутствуют души умерших и их необходимо было задобрить. Также существовало поверье, что на Новый Год открывались небеса, а потому можно было загадывать любые желания. Тот, кто гадал, получал самые верные сведения о будущем, которое обязательно сбывались. В канун старого Нового Года приходил праздник Маланки и Василя. Он не имел религиозного характера в отличии от Рождества и Крещения. 31 декабря именовали «Щедрый Вечер» стол был богатый, все ходили в гости, обменивались угощениями, пели щедривки, которые в наши дни являются бесценными в украинском фольклоре.
Самая распространенная традиция в ночь на Старый Новый год лепить вареники с сюрпризами. Возможные сюрпризы были фасоль (к детям), пуговица (к обновке), сахар (год сладкий), соль (не очень сладкий год), перец (жизнь с перчинкой), нитка (к дороге), монета (к деньгам). В каждой семье значение сюрпризов могут отличатся, но сама традиция очень теплая и дружественная – позволяет собраться и пообщаться всей семье.
На Маланку, 13 января, или же Новый год по старому стилю готовили богатую кутью, щедрую, которую заправляли смальцем, именно поэтому этот вечер называют щедрым. К ужину вся семья садилась за стол. Очень важно, чтобы одежда в этот день была тщательно выстиранной и чистой. После ужина надо было обязательно зайти к соседям и попросить извинения за возможную вину друг перед другом, чтобы Новый Год встретить в мире и согласии. Особенного внимания в этот вечер заслуживали гадания.
Щедровала по большой части молодежь. Песни сопровождались костюмированными представлениями, танцами. В это же время славили Маланку. Обряд представлял собой настоящий костюмированный праздник. Как правило, Маланку изображал молодой парень, переодетый в женский костюм. Он играл роль хозяйки неумехи, которая всё теряла, била посуду, поливала печь водой. В представлении участвовали ряженные – медведь, коза, журавль, бык, конь. Любимым обрядом было посевание. Посевальников ждали с нетерпением, ведь они желали богатства, здоровья, счастья, их приглашали за стол, угощали от души, а зерна, которыми посевали дома, хозяйка бережно сметала и отдавала курам, чтобы они неслись хорошо целый год. В новый год в Украине любили использовать маски Бабы Яги, Казака, Цыгана, Турка, Пана, с ними разыгрывались целые представления.
В день Св. Василия на 14 января было принято накрывать Щедрый стол, в особенном почете были блюда из свинины – Св. Василий считался покровителем свиноводов, и люди верили, что если приготовить много блюд из этого мяса, то свинки будут размножатся особенно рьяно, на радость хозяевам и им же на прибыль.
А еще на Василия традиционно готовили щедрую кутью. Варили ее утром, внимательно следя при этом за процессом – считалось, что если кутья вылезет из горшка или горшок треснет, то это плохой знак. В этом случае кутью выбрасывали в прорубь вместе с горшком, если же блюдо удавалось, его съедали дочиста. В России дети расстилали по дому яровую пшеницу, молясь о богатом урожае, хозяйка потом собирала ее и хранила до времени сева.
Воспоминания уроженки села Незавертайловка Самойловой Веры Николаевны: «С раннего утра 13 января собирались группами молодые девушки незамужние и наряжались в нарядные платья и платки. Из компании выбиралась одна, у которой был самый красивый голос, она и переодевалась невестой - Маланкой. Девушку невесту наряжали в свадебное белое платье, на голову надевали венок. Ходили девушки по селу, пели песни, щедровали, поздравляли людей с наступающим Новым Годом. Девушки в основном щедровали под окнами. Но часто их и в дом приглашали, угощали пирогами, блинами, варениками. Пока не начинало темнеть, нащедрованное за день богатство делилось, и девушки расходились, потому что с наступлением сумерек по селу начинали ходить ватаги щедрувальников в костюмах и музыкой. Главным персонажем которых была Коза. А когда «Коза» с «Маланкой» встречалась, ряженные могли отобрать у девушек все угощение».
Воспоминания уроженки села Незавертайловка Кожухарь Лукерьи Филипповны: «Сколько шума было от «Козы»! Музыкальными инструментами служили все подручные средства: бутылки, ложки, колокольчики – все, что создает шум, еще у них могла быть гармонь или балалайка. Козой был парень в вывернутом шерстью вверх кожухе, рога делали с рогатины, к которой прикрепляли две дощечки, служившие ртом, и прядь пеньки для бороды, рот открывался и, щелкая, закрывался, что пугало детей. Между рогами цепляли колокольчик, сзади — хвост из веника. Среди ряженых также была Маланка, но ее роль исполнял уже парень в заплатанной юбке, старом платке, брови и глаза подведены сажей, лицо выбелено мелом, щечки и губы накрашеные красной свеклой. В руках Маланка носила кудель. Она очень любила целоваться со всеми, кто подвернется, при этом пачкала их сажей. Домой щедровальники заходили, только получив разрешение хозяев. В доме сначала исполнялись величальные щедривки для каждого члена семьи, потом пели песни о Маланке, а она в это время пряла кудель, пританцовывала, и движениями имитировала действия, воспетые в щедровке, показывая, какая она хорошая хозяйка. Маланка все делала наоборот: подметала комнату от порога к столу, обувь клала на стол, тарелки под стол, пыталась помочь хозяйке подбелить пол или помыть глиняные стены. Хозяева старались помешать Маланке наводить порядок и внимательно следили, чтобы она ничего не украла. Это за ней тоже водилось, ведь за краденую вещь она просила дополнительный выкуп или угрожала продать ее в следующем доме. Иногда Маланке специально клали какую-то девичью вещь, чтоб та ее украла — это значило, что девушка скорое замуж выйдет. А коза, войдя в дом, сначала пугала присутствующих, пытаясь их боднуть рогами, а потом начинала танцевать и выпрашивать гостинцы. Порой коза и хулиганила, если хозяева не пускали во двор, ряженые калитку с петель срывали и уносили ее подальше от дома, или в огороде бросали, а иногда калитки смолой мазали. Такое шествие продолжалось до самого утра».
На старый Новый год, 14 января, с раннего утра ходили посевальщики. В основном это были парни или мальчики, лица мужского пола. Они носили с собой мешочки с зерном, это могла быть пшеница, овес, кукуруза, горох. Во время поздравления посевальщики бросали зерна на пол, имитируя засев пашни. В свою очередь, хозяева их благодарили угощениями и деньгами.
По традиционным молдавским обычаям в канун Нового года, т.е. 31 декабря (и 13 января по старому стилю) или же в первый день Нового года происходило поздравление с плугом. Утром ходили с поздравлением дети, после обеда – подростки, а с наступлением темноты – парни. Дети носили с собой небольшой деревянный плужок (плугулец) или плугушор, откуда и название обряда – Хождение с плугушором. Взрослые ходили по селу с настоящим плугом, запряженным четырьмя, шестью, а в старину – даже двенадцатью волами. Помимо плуга у поздравлявших был традиционный набор атрибутов – бич, колокольчик, цепь и пустой бочонок, обтянутый кожей, - бухай. Войдя во двор, по снегу прокладывали первую символическую борозду, одновременно зачитывая новогодние поздравления хозяину (Хэитура, Плугул, Урэтура и т.д.) Декламация сопровождалась щелканьем бича, звоном колокольчика и выкриками парней, имитирующих понукание волов. Всё это символизировало пахоту. Для земледельца хороший урожай колосовых – основа благополучия. Поэтому в поздравлениях с плугом перечисляются все этапы, которые проходит хлеб, прежде чем попасть на стол (семена, колос, сноп, копна, скирда, зерно, мука, тесто, каравай.) Каждый из них связан с определенным этапом труда крестьянина – земледельца.
Из воспоминаний жительницы с. Карагаш Прасковьи Ивановны Коваленко: «С детства я слышала рассказы от моей бабушки и мамы как в канун Старого Нового года в нашем селе Карагаш поздравляли с Новым годом. Собирались группами по 3-6 человек и молодые люди выходили на улицы с деревянным и железным плугом, который был украшен лентами и колокольчиками. Помимо плуга, у поздравляющих был традиционный набор атрибутов. Молодые люди, спрашивали под окном «Вас поздравить?» Если хозяин отвечал положительно, они входили во двор и по снегу прокладывали первую символическую борозду, одновременно зачитывая новогодние поздравления хозяевам (Хэитура, Плугул, Урэтура, и т.д.) Поздравление декламировалось одним из поздравляющих или поздравляли по очереди, под звон колокольчика и щелканье бича. Первыми жителями, которых поздравляли раньше, всегда были священник и сельский староста, а затем поздравляли уже всех остальных (соседей, родственников, знакомых). Поздравления могли иметь и угрожающий характер, но в основном желали всем здоровья, процветания, достатка в доме, прославляя хлебопашество, первую борозду, крестьянина хлебопашца. Колядовавшие иногда в виде предупреждения хозяину дома уносили калитки, ломали заборы, били стекла, горшки, крали животных и т.д. Моя бабушка рассказывала, что некоторые из колядовщиков носили с собой всегда специальные палки для защиты от собак или с целью причинения ущерба скупому хозяину. В наше время колядовщики не разбивают, а снимают ворота, привязывают ручки дверей друг к другу».
Древним по происхождению магическим обрядом является «Сэмэнатул» посевание, который практиковался в новогоднее утро. Он как бы завершал дело, начатое накануне «пахарями». Большие группы детей ходили из дома в дом посевать. В первую очередь посещали крестных отца и мать. Посев сопровождается специальным речитативным текстом, имеющим, характер заклинания:
Сэ кряскэ грыеле, Пусть растут пшеница,
Мэлаеле, Просо,
Пэпушоаеле, Кукуруза,
Ла анул В этом
ши ла мулць ань И в будущие годы.
Из воспоминаний жителя г. Слободзея Александра Ивановича Затыка: «В моей молодости помню этот интересный, распространенный обряд «посевания», еще моя мама говорила, что обряд «Сэмэнатул» имеет магическое происхождение. Мы собирались компанией и шли из дома в дом «посевали» родственников и соседей зернами пшеницы, ячменя, кукурузы, овса и гороха. При этом мы произносили слова с пожеланиями процветания в будущем году, «посевая» не только людей, но и животных, в надежде получить хороший приплод. По большей части «посевали» молодые люди и дети, причем щедрее всех одаривали тех, кто пришел в дом первым. Поэтому «посевальщики» ходили с раннего утра, соревнуясь друг с другом, кто первый придёт. В Слободзее «посевали» в основном на молдавском языке. «Посевальщиков» приглашали за стол, угощали от души, одаривали сладостями, деньгами. Зерна, которыми «посевали», хозяйка бережно сметала и отдавала курам, чтобы они неслись хорошо весь год».
Один из вариантов новогоднего поздравления – обычай Соркова, сохранившийся кое-где вплоть до наших дней. Утром 1 января подростки ходили по домам, поздравляя хозяев с наступлением Нового года. Поздравлявший легко ударяя хозяина по плечу разукрашенной лентами веткой яблони, желал ему благополучия. Народное суеверие придавало особый смысл количеству слов в этом поздравлении. Стихотворный текст Соркова должен был содержать 40 слов. Согласно некоторым поверьям, поздравляющий должен был 40 раз ударить веткой. Для текста характерны короткие стихи, заключающие пожелания богатства и здоровья в наступающем году.
Из воспоминаний жительницы г. Слободзея Делив Надежды Петровны о новогоднем обряде «Соркова»: «К сожалению обряд «Соркова» уже практически исчез в селах Слободзейского района. В прошлом он имел широкое распространение и был известен и на юге Украины, в Молдавии, Румынии и Болгарии. Утром 14 января подростки ходили по домам, поздравляя хозяев с наступлением Нового года, но перед этим в день св. Андрея и св. Анны, они приносили в дом ветви яблони, груши, вишни, сливы или других плодовых и оставляли их в сосуде с водой, пока на них не распустятся листья и цветы. В канун Старого Нового года, эти ветви связывали красной шерстяной нитью. Этот букет и назывался «Соркова». Вот с этими-то ветвями дети ходили по домам в новогоднее утро и поздравляли хозяев с наступлением Нового года. Поздравляющий легко ударяя хозяина по плечу разукрашенной лентами веткой яблони, желал ему благополучия и произносил поздравления. Считалось, что зеленая ветвь при прикосновении к человеку передает ему свою красоту и силу. Стихотворный текст «Соркова» содержал 40 слов и поздравляющий должен был 40 раз легонько ударить веткой хозяев. В тексте характерные короткие стихи, заключающие пожелания богатства и здоровья в наступающем году».
Святые вечера заканчивались приходом праздника Крещения – 19 января. Из воспоминаний уроженки с. Незаветайловка Урыты Веры Федоровны: «Крещенский вечер, 18 января считался временем разгула нечистой силы, поэтому на всех дверях и оконных рамах углем рисовали знаки креста. Таким образом, защищали дом от всего бесовского. С самого утра тщательно убирали дом, выгоняли нечистую силу. Праздничный ужин накануне Крещения назывался «голодной кутьёй», так как целый день люди держали пост, а на ужин была постная кутя. В этот вечер женщины собирали снег со стогов. Старые женщины - для того, чтобы отбеливать пряжу, потому что только этот снег мог сделать ее белоснежной. А молодые - для того, чтобы умываться и быть красивее, румянее и здоровее. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. С улицы приносили Крещенской ночью в дом ведро снега, растапливали его, а утром водой умывались все домочадцы. Воду хранили весь год у икон».
С течением времени в Приднестровье тесно переплелись верования, обряды и традиции проживающих здесь народов. В каждом районе есть свои традиции, кому-то они интересны, кто-то обходит их стороной, а кто-то даже заимствует. На данный момент празднование Нового и Старого Нового года потерпело свои изменения и отмечается немного иначе, многие традиции постепенно исчезают и теряют свое прежнее предназначение.
По информации Слободзейского музейного объединения.