Классик фотоискусства Эдвард Уэстон считал композицию тесно связанной с индивидуальностью. И все же есть условно-эталонное понимание красоты, восходящее, быть может, к многовековым народным представлениям. Помнится, на такую мысль навели меня работы юных светописцев из села Фрунзе. Знакомство состоялось во время празднования Дня Республики неподалеку от памятника Суворову.
Перефразируя Кота Матроскина, директор сельского ДК Снежана Твердохлебова заверила: ребята ее не только фотографировать, но и петь, и танцевать, и на машинке строчить, если потребуется, умеют. Особенно меня заинтересовало актерское ремесло, спектакли с участием фрунзовчан всех возрастов (портреты Солохи, Ивана Васильевича (того, что меняет профессию) и других небезызвестных персонажей можно было видеть на стендах).
Поводом для непосредственного знакомства послужили «Невероятные новогодние приключения Снегурочки», представленные во Фрунзе в канун праздника. С фотографом Виктором Громовым мы побывали на премьере и, как нам показалось, органично вписались в интерьер.
Удивительно: в одном Доме культуры сразу девять, как бы мы сказали, кружков (правильно – творческих коллективов): образцовый детский «Мои мечты», народный самодеятельный «Фантазия», сатиры и юмора «Арлекин», фольклорный «Рябинушка», самодеятельный фотолюбителей «Этюд», танцевальные «Карамель» и «Непоседы», вокальные – молодежный «Забава» и детский «До-ми-сольки».
В них занимаются не менее пятидесяти ребят, не считая взрослых (тоже человек пятьдесят). Многие ходят одновременно сразу в два-три кружка, стремясь, по завету древних, приблизиться к идеалу гармоничного развития.
Вообще, если кто не представляет себе пейзаж близ Фрунзе, расскажем: эдакая раздольная южная степь, по простору разбросаны типично украинские хутора. Фрунзе и Владимировка наиболее оживленные. Ближе всего к ним Приозерное, Уютное, Новосавицкая, Ново-Котовск, Константиновка, Новая Андрияшевка, Никольское. Получается, Фрунзенский ДК – один из главных очагов культуры, буквально «огонек в степи».
Опускался вечер. Люди подтягивались «на огонек». В актовом зале собрались жители окрестных сел. Прежде всего, конечно, сами участники представления и их родители.
Был даже кассир (театр начинается с кассы, что бы там ни говорили). Возле кассы я услышал примечательное: «А вот и мама Деда Мороза!». Почетно. Однако деньги за вход взяли. Маму, как я узнал, зовут Викторией. Не так давно семья перебралась во Фрунзе из Тирасполя У ее сына Ивана – дебют. Из участников спектакля он самый старший, учится в девятом классе.
Всего задействовали до трех десятков актеров. Держались ребята, на мой неискушенный взгляд, достойно. Немного волновалась компания лягушат-первоклассников, но у них и задача была такая – время от времени «замерзать».
Художественный руководитель Алена Берда потом мне по большому секрету сообщила: небольшой фрагмент текста все же выпал. Как зритель я этого не заметил.
Представление смотрелось динамично и, что особенно порадовало, непретенциозно.
Сорок или пятьдесят минут пролетели, как одна.
Во Фрунзе один за всех и все, как говорится, многостаночники. Директор ДК успевала и за ходом представления следить, и фотографировать, и побуждать зрительскую аудиторию к активным действиям. Я уже молчу о том, что она же минут за пять-десять до премьеры успела рассказать корреспонденту о творческих достижениях. Мне хочется назвать Снежану Викторовну «заводилой». Родом не из Фрунзе, но живет в селе много лет, здесь оканчивала одиннадцатый класс (родители вернулись в родной Слободзейский район из Магадана), пятнадцать лет проработала в школе, пока, наконец, не обрела себя окончательно на ниве культуры. Горит сама и зажигает других. Думаю, каждый такой подвижник – ценнейшее приобретение; когда не для галочки, оно всегда видно.
В фойе ДК усилиями сельчан открыт уголок старинного быта. Мое внимание привлекла добротная антикварная люлька. Оказалось, ей без малого сто лет.
Передала работник ДК Инна Шкурак (в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» она играла Солоху). Говорит, еще бабушка Пелагея в этой люльке детей и внучат укачивала. Сработанная мастеровитым дедом, она и теперь могла бы исправно служить новым поколениям, пережив на столетия недавно купленную мебель из МДФ.
Люлька-то и послужила в моих глазах ключом к фрунзенскому культурному феномену.
Заметил: все здесь, в селе, не бутафорское, живое, «не напоказ». Люди такие как есть; умеют над собой посмеяться. Культуру, народные традиции воспринимают не как что-то раз и навсегда застывшее. Это просто такая часть жизни. И она, жизнь, течет, обретает новые формы. Рождаются люди, идеи, под актеров выдумывают костюмы, подбирают роль… Я бы сказал, это такое немузейное искусство, не из категории восковых фигур.
В «Приключениях» меня особенно заинтересовали сюрреалистичные персонажи в белом колеблющемся одеянии. Как выяснилось, это были медузы. А сразу и не догадаешься. Тем более, что по сценарию события развиваются в зимнем лесу. Но, объяснили мне, это же сказка! А сказка должна быть всегда неожиданной, хрусткой, как огурец. Хорошая сказительница не просто воспроизводит сюжет, но и творит его, добавляет отдельные штрихи, как импровизирующий музыкант.
Поток «живой воды и вещего слова» во Фрунзе не иссякает. Есть целая династия народных певцов из семьи Бордей (о ней будет статья в «Слободзейских вестях»).
Даже колядуют в здешних краях не только дети, но и взрослые. Ряженые и те, если можно так выразиться, какие-то настоящие.
В отношениях с прессой также ничего напускного: не прихорашивались, не прибеднялись; горячо откликнулись на предложение сфотографироваться перед «культурным очагом». Что и было исполнено незамедлительно. День, правда, выдался не по-новогоднему пасмурный. Зато у нас были свои медузы, Кот Баюн, Снегурочка с Дедом Морозом, Баба Яга и даже, в каком-то смысле, снежинки – имея в виду отчетливо-новогоднее имя главного массовика-затейника Снежаны Твердохлебовой.
Газета "Приднестровье".
Николай Феч. с. Фрунзе, Слободзейский р-н.
Фото Виктора Громова.